MainSail.Ru - Интернет-журнал о яхтах, путешествиях на яхтах и регатах.  / Путешествия
James J Craig

Юрий Кузнецов
Фото: Евгения Бакунова

James J Craig

Один из немногих парусников 19 века, сохранившихся до наших дней и способных выходить в море, — барк James Craig стоит в центре Сиднея. Корабль выходит в море с туристами, как правило, раз в две недели на пару дней.

18 февраля 1874 года в английском городе Сандерленд на верфи Бертрама, Хэсвила и Компании (Bartram, Haswel & Co) при стечении публики был спущен на воду трехмачтовый барк Clan Macleod. Как и полагается, обстановка была по случаю торжественной, играл оркестр. И было это уже 133 года назад, между прочим.

Два однотипных 178 футовых стальных барка годом раньше были заказаны Роберту Бертраму судовладельцем из Глазго Томасом Данлопом (Thomas Dunlop). Второй корабль и получил имя Clan Macleod. Подобные корабли, сочетавшие высшие технологические достижения большого парусного кораблестроения с великолепным дизайном, получили название «винджамеры».

Спустя месяц, проведя испытания и все необходимые работы по оснащению судна, капитан Уильям Александер (William Alexander) вывел барк в первый коммерческий рейс. На борту кроме жены капитана был экипаж 16 человек. Барк, сделав остановку в Рио де Жанейро, успешно обогнул мыс Горн и доставил груз угля в Перу, в порт Кальяо. В Англию корабль вернулся с грузом пшеницы из США. За время этого рейса у капитана родился сын, названый по месту своего рождения Уильям Маклеод Александер (William Macleod Alexander). По возвращении в Англию барк сел на мель, но был снят без повреждений и поставлен в док.

Уже в третий свой рейс корабль отправился в Тасманию и Новую Зеландию. В этом рейсе был смыт за борт помощник капитана двадцатичетырехлетний Уильям Моррис (William Morris). Но именно направление в Южный океан, в конечном счете, определило судьбу парусника. Clan Macleod постоянно ходил в рейсы к антиподам. Новый хозяин в 1883 году поставил барк на линию Нью-Йорк — Окланд.

В те времена суда подобного типа были основными на коммерческих межконтинентальных линиях. И Clan Macleod 26 лет возил различные грузы между портами Нового Света, Азии и Европы, успев за это время 23 (!) раза (иногда с повреждениями, однажды был потерян руль) обогнуть мыс Горн. Много раз барк прошел мыс Доброй Надежды. Практически каждое плавание корабля было кругосветным. Постоянно приходилось преодолевать жестокие шторма и встречать айсберги.

В 1900 году новым хозяином барка стал судовладелец из Окленда Джеймс Крейг (James J Craig). Барк был им поставлен на линию Окленд — Ньюкастл (Новый Южный Уэльс). Из Новой Зеландии корабль вез древесину, из Австралии уголь.

В феврале 1905 года барк получил новое имя — своего хозяина — Джеймса Крейга. Однако это не принесло ему удачу. Конкурировать с пароходами становилось все сложнее и сложнее, пока парусникам не пришлось сдать позиции окончательно. В 1911 James Craig был продан Британской Компании Новой Гвинеи (British New Guinea Development Company). Новые владельцы удалили с парусника мачты и направили его в Новую Гвинею в качестве баржи, пригодной для перевозки копры.

Удача к кораблю вернулась неожиданно. Помогла этому Первая мировая война. Послевоенная экономика остро нуждалась в торговых судах. James Craig был срочно вызван из Новой Гвинеи в Сидней для ремонта и установки новых мачт — тимберовки. В Сиднее тогда не было ни знаменитого моста, ни оперного театра — нынешних символов города, ни леса небоскребов. Порт, церковь на набережной, несколько улиц, склады, казармы и бараки.

Однако новая жизнь корабля оказалась нелегкой и недолгой. Экипажу трудно было поддерживать старое судно в первоклассном состоянии. Однажды во время шторма в Бассовом проливе открылась течь и вода начала поступать с такой скоростью, что экипаж после мучительных 48 часов попыток откачать воду помпами и просто корзинами, покинул судно.

После этого происшествия, тем не менее, корабль еще выполнял рейсы. Переходы из Новой Зеландии в Австралию становились все дольше. Необходимость постоянно ремонтировать судно приводила к тому, что двухнедельный рейс растягивался на полтора месяца. При этом существовала реальная угроза жизни экипажа. Такая ситуация стала экономически невыгодна.

В 1925 году было принято решение вновь переделать барк в баржу. На это раз — угольную. Работа для этой баржи нашлась в Тасмании, но судно больше уже не выходило в открытое море. В 1932 году во время сильного шторма, баржу сорвало с якорей и выбросило на отмель залива Recherche Bay на юге острова. В корпусе образовались огромные пробоины и James Craig прочно сел на грунт.

Обычно биографии кораблей на чем-то подобном заканчиваются. Архивные статьи коротко описывают типичную тихую смерть парусника того времени: «выведен из состава флота.., разоружен.., использовался в качестве баржи.., разобран на дрова».

…Так прошло 40 лет.

Можно только поражаться тому, что сорок лет корпус крупного судна буквально валялся у берега, и море его не уничтожило. Прибой способен в несколько лет полностью размолотить на мелкие кусочки корпуса и современных стальных судов.

В 1973 году группа австралийских энтузиастов занялась восстановлением парусника. До 1981 года корпус барка ремонтировался в Хобарде (Тасмания). Потребовалось серьезно ремонтировать стальной набор и обшивку судна. Когда корпус уже мог самостоятельно держаться на воде, он с помощью буксиров был отведен в Сидней. Здесь реставрационные работы шли вплоть до 1997 года. А летним февральским днем 2001, поставив все свои 21 парус, James Craig снова вышел в море после восьмидесятилетнего перерыва.

Теперь парусник, стоящий в центре (Морском музее) Сиднея, открыт для посетителей почти каждый день. Пожилые волонтеры, многие из которых посвятили восстановлению корабля значительную часть своей жизни, по очереди проводят экскурсии. Они честно и с удовольствием рассказывают о проделанной работе и о том, что в итоге получилось:

«Компас не оригинальный. Похож на тот, что был изначально, тоже тех времен, но с другого корабля… Дизеля не было, сейчас только дизель поставили. Вот эта труба — это опора пеленгационного компаса. Залезаешь вон туда и берешь пеленги. Тут штурвал — минимум двое его крутят. Каюты (крошечные темные каморки без иллюминаторов с деревянными нарами) — это чтобы показать в каких условиях плыли в Австралию поселенцы. На Крейге пассажиров не возили — это мы для примера пару таких кают построили. Путь из Англии занимал минимум два месяца. Одна каюта на семью или на четырех человек. А это капитанская каюта [крошечное, но очень светлое помещение]. Этот железный ящик — капитанская ванна. Это шкиперская каюта, а здесь жили офицеры. Нет, капитан — не шкипер. Капитан не управляет кораблем. Он руководит в целом и совершает сделки — он бизнесмен. Командует шкипер. Это грузовая марка. Вот посюда товары загружались. Это грузовые люки. Это камбуз (большая печь, напоминающая деревенскую). „Метелки“ на снастях — это чтобы такелаж не повреждал паруса. Кто деньги давал, спрашиваете? Деньги давали они (взмах рукой в сторону небоскребов делового центра Сиднея). Пять миллионов ушло. Конечно, им приятно чтоб под окном такой парусник стоял. Будете в следующие выходные? Мы в море выходим. Приходите, отличное будет плавание!»

Другие путешествия на MainSail.Ru


09 Апреля 2007


Другие тексты на эту тему

23 Июня 2014

201 миля настоящих гонок

В Хорватии завершилась четвертая крейсерская регата «201 миля». Организаторы подчеркивают радикальное отличие состязания от большинства корпоративных регат и отмечают устойчивый интерес роста к регате, которая проводится на монотипах.

26 Мая 2014

Тежу – река истории

В мире не так много много столиц, в центр которых можно прийти на яхте под парусом. Лиссабон именно такой — гостеприимный и открытый.

01 Августа 2013

Extreme Sailing в Порту

Седьмой сезон Extreme Sailing Series в разгаре. Третий этап серии проходил в португальском Порту. Гонки этой серии проходят непосредственно вблизи берегов, поэтому на регатах этой серии всегда много зрителей.

10 Октября 2012

Сумашедший микс

В конце сентября в Сан-Тропе съежжаются тысячи любителей паруса. В это время маленький городок на Лазурном берегу Франции радикально преображается, превращаясь из респектабельного и спокойного курорта в бурлящий котел.

10 Октября 2011

Битва в Цемесской бухте

Новороссийск становится центром российского парусного спорта, что позволяет городу проводить соревнования самого различного уровня, в том числе Чемпионаты России, детские регаты и крейсерские любительские трофи. Чтобы убедиться в этом лично, я отправилась к Черному морю.

04 Февраля 2011

Регата «Дед Мороз»

MainSail.Ru публикует рассказ Александра Долинина о любительских флотилии и регате «Дед мороз», которые состоялись в турецких водах в Рождественские каникулы.

11 Ноября 2010

И снова Marmaris Race week

В Мармарисе завершилась очередная международная регата — 21−я Marmaris Race Week. По сложившейся в последние годы традиции, российских экипажей здесь было больше трети — 54 команды. Всего в регате приняли участие 137 яхт из 16 стран мира.

18 Апреля 2010

Кукскафен-Мурманск на «Седове»

Пройти под парусами на толшипе, поучаствовать в работе команды, понять, как управлять таким кораблем — интересный и незабываемый опыт. О своем путешествии на барке «Седов» рассказал Борис Куприянов. Рассказ записала Евгения Бакунова.

24 Декабря 2009

Лансерот на яхте и без

«Лансерот — это необрамленное произведение искусства» — так говорил об острове Сесар Манрике, человек, без которого этот остров был бы совсем другим. Те, кто думает, что Лансерот — это бесформенное нагромождение вулканических выбросов и лавы, жестоко ошибается. Я и сама так когда-то думала: просто времени «оторваться от моря» не было. …

17 Декабря 2009

Детские грезы или от Балеар до Канар

Маршрут с Балеарских островов на Канарские стал уже чуть ли не классическим для наших читателей и писателей. Mainsail.Ru представляет рассказ нашего постоянного автора Василия Красюка о путешествии с одних островов на другие через Мадейру.


новости

Завершающий этап зимней серии PROyachting стартует 31 марта / 22 Марта 2017

24 марта стартует новый сезон Национальной парусной Лиги / 20 Марта 2017

Итоги Зимней серии радио Монте-Карло / 20 Марта 2017

«Броненосец» сохраняет шестую строчку в сезоне 52 Super Series / 13 Марта 2017

Extreme Sailing Series, Muscat, день 4 / 12 Марта 2017

Extreme Sailing Series, Muscat, день 3 / 12 Марта 2017

лодки
Армель <nobr>Ле-Кле</nobr> победил в Vendee Globe

18 Января 2017

Армель Ле-Кле победил в Vendee Globe

Французский гонщик Армель Ле-Кле четверг первым завершил одиночную кругосветку Vendee Globe. Победитель поставил рекорд гонки, улучшив предыдущий почти на 4 суток. Британский яхтсмен Алекс Томсон финишировл вторым, уступив победителю около 16 часов.

Двадцать девять

06 Ноября 2016

Двадцать девять

6 ноября стартовала восьмая одиночная кругосветка Vendee Globe. 29 шкиперов отправились в путь за победой в одной из самых сложных парусных гонок. На этот раз в гонке чисто мужская кампания.

©Eugenia Bakunova MainSail.Ru, Extreme Sailing Series 2016, <nobr>Saint-Persburg</nobr>

08 Сентября 2016

Alinghi выиграла питерский этап

Команда Alinghi одержала победу в 5−ом этапе Extreme Sailing Series в Петербурге. Дебютанты серии после смены класса яхт Gazprom Team Russia заняла 6−е место. Зрителей было немного, несмотря на то, что в Петербурге стояла теплая и, в основном, солнечная погода.

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

05 Июля 2016

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

В гонке Volvo Ocean Race появился первый участник – голландская Team AkzoNobel. До старта гонки остается более 15 месяцев.

Artemis победила в Чикаго

14 Июня 2016

Artemis победила в Чикаго

Гонки Louis Vuitton America’s Cup World Series прошли при хороших погодных условиях и 200 тыс зрителях. Команды порадовали болельщиков борьбой и капсайзми.

Чикаго принимает America's Cup

07 Июня 2016

Чикаго принимает America's Cup

В ближайший уикэнд Louis Vuitton World Series пройдут в Чикаго. Впервые в истории Кубка “Америки” яхты самого старого в мире спортивного трофея будут соревноваться в пресной воде.

путешествия
©Eugenia Bakunova, Monaco Yacht Show

01 Октября 2016

Monaco Superyachts 2016

С 28 сентября по 1 октября в Монако прошла 26−я выставка супер-яхт — Monaco Yacht Show 2016. На выставке было представлено 125 яхт общей стоимостью 2,7 млрд евро.

Прыжок через Бискай

07 Октября 2014

Прыжок через Бискай

Из Ирландии до Португалии. От Кроссхейвена до Порто. MainSail.Ru публикует рассказ Евгения Романова о путешествии, совершенном летом 2012 года.

Андрей Малюков

11 Сентября 2014

Трансатлантика в одиночку

MainSail.Ru публикует рассказ Андрея Малюкова об одиночном плавании от Карибских до Азорских островов. Плавание состоялось в июле-августе 2014 года.

школы
Гонки и ничего лишнего

05 Декабря 2013

Гонки и ничего лишнего

23−30 ноября в турецком Мармарисе прошла регата «301 миля». Десять команд боролись за призы «Парусной академии» на яхтах-монотипах. Впервые в российской крейсерской регате быда применена спутниковая система слежения за флотом. MainSail.Ru выступал информационным спонсором этого состязания.

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

07 Ноября 2013

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

Парусная академия объявила о старте приема заявок на крейсерские регаты нового сезона. В будущем году регата «201 миля» отмечает пятилетний юбилей, а женская регата Ladies Cup проводится впервые. MainSail.Ru выступает информационным спонсором соревнований.

безопасность
Польский яхтсмен спасен в Южном океане

16 Апреля 2017

Польский яхтсмен спасен в Южном океане

Польский яхтсмен, совершавший кругосветку, был спасен в Южном океане. На его яхте Regina R вышло из строя рулевое управление. Операция была организована новозеландской службой спасения RCCNZ и проходила в сложных погодных условиях – скорость ветра 25 узлов, волна более 3м.

<nobr>Sail-World.com</nobr>

19 Апреля 2015

Пираты Гондураса

Пара пенсионеров из Канады встретиились с пиратами в Карибском море во время своего вояжа на парусной яхте. Лодка разграблена, люди уцелели.

Смерть под гиком

07 Июля 2014

Смерть под гиком

Австралийская яхтсменка получила смертельный удар гиком во время шторма в районе Малайзии. Ошибочные данные о местоположении яхты, переданные с ее борта, задержали спасательную операцию.

US Coast Guard

19 Июня 2014

Виноваты болты и халатность

Британский морской инспектор Е.С. Гири написал открытое письмо, в котором заявил, что Beneteau First 40,7 Cheeki Rafiki и ее экипаж погибли из-за халатности.

clipperroundtheworld.com

03 Апреля 2014

Воспоминания спасенного в Тихом океане

Британец, спасенный после падения за борт в Тихом океане во время регаты Clipper 2013−14 Round the World Yacht Race, рассказал о том, как это произошло, и как он боролся за выживание.

библиотека
Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

02 Марта 2009

Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

MainSail.Ru продолжает внимательно следить и последовательно выводить на чистую воду книгоиздателей халтурщиков. В этот раз наши сети притащили книжку «Парусный спорт, Основы, Оснастка, Практика» автора Иво Шуппе в переводе издательства Астрель. Автора перевода в выходных данных отыскать не удалось.

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

30 Апреля 2008

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

Недавно я обнаружил, что «Введение в яхтинг», претендующее на энциклопедическую картину яхтинга, лишено основополагающего определения — «кто может называться яхтсменом»? Посему, как говорят в Одессе, дико извиняюсь и спешу поправить это упущение.

Парус. Всосали парус!

06 Марта 2008

Парус. Всосали парус!

Когда издатель и автор берут на себя смелость назвать свою книгу словами «Все о…» или «Полное руководство…» и т.д., они должны отдавать себе отчет в своих действиях. Или в их произведении должна быть какая-то поистине глубокая философская мысль («О тщете всего сущего», «Книга судеб») или это «Все о…» действительно должна стать энциклопедией об этом самом «о…». В противном случае получается глупость.

А когда <nobr>у рыбы-меч</nobr> плохое настроение…

13 Августа 2007

А когда у рыбы-меч плохое настроение…

Два человека — Александр Киричук и Виктор Лабусов написали толстую хорошую книгу «Введение в яхтинг (для тех, кому за тридцать)». В этом труде они изложили свое мнение о том, что собой представляет современный яхтинг, кто ходит на яхтах и зачем это надо делать.

 
     
© Copyright 2007 - 2014, MainSail.Ru, Russian sailing media. Использование метериалов без письменного разрешения редакции сайта запрещено.
Создание сайтаFractalla Design на CMS DJEM
+7 (903) 6617583
bakunova@mainsail.ru
Google+