MainSail.Ru - Интернет-журнал о яхтах, путешествиях на яхтах и регатах.  / Библиотека
А когда <nobr>у рыбы-меч</nobr> плохое настроение…

Юрий Кузнецов

А когда у рыбы-меч плохое настроение…

Два человека — Александр Киричук и Виктор Лабусов написали толстую хорошую книгу «Введение в яхтинг (для тех, кому за тридцать)». В этом труде они изложили свое мнение о том, что собой представляет современный яхтинг, кто ходит на яхтах и зачем это надо делать.

Книги, как известно, бывают разные. Словари, справочники, учебники, художественные и просто плохие. Определить коротко и ясно, к какому типу литературы относится «Введение в яхтинг…» — тут надо подумать.  Книга из разряда уникальных.

В отличие от большинства книг, вышедших на русском языке про яхты, эта посвящена не тем или иным общим или частным вопросам управления яхтой, постройки яхты и так далее, а в целом тому стилю жизни, которым живет человек, в силу различных причин называющий себя яхтсменом. Опытные яхтсмены и путешественники, Киричук (живущий сейчас в Новой Зеландии) и Лабусов написали книгу про образ жизни. Про все разнообразие форм яхтенной жизни. Про образ современного яхтинга.

Как справедливо заметили авторы: люди часто путают яхтинг с парусным спортом. «Парусный спорт имеет такое же отношение к яхтингу как автогонки к поездке на дачу».

Последовательно авторы раскрывают темы: «какие бывают яхты», «как яхты устроены», «как ходят на яхтах», «куда на яхтах ходят», «кто ходит на яхтах», «как содержать» и т.д. и тому подобное.

Из этого набора глав может сложиться впечатление, что это такой еще один справочник типа всем известного «Бонда», только немного другой и поновее. Нет. Это не так. Конечно, в книге содержится изрядное количество информации, которую читатель может понимать как справочную. Но только в первом приближении. Авторы, похоже, на самом деле преследуют почти миссионерскую цель — доказать читателю несколько вещей. Во-первых, то, что стать яхтсменом и самостоятельно управлять яхтой, вовсе не так сложно, как некоторым кажется. Во-вторых, что яхтинг — доступное хобби, не дороже обычного «гостиничного» туризма (к примеру, как вариант). И самое главное, что «помимо практики хождения на яхте, есть еще этика и эстетика».

Здесь авторы книги, возможно, не только рассказывают  читателю что-то для него новое и интересное, но и отчасти демонстрируют некоторую оппозицию большой доле того яхтинга, который сложился в СССР.  …Помимо практики хождения на яхте, есть еще этика и эстетика…

«Яхтсмены советских времен не имели доступа к настоящей яхтенной одежде и по своему внешнему виду в море и на берегу напоминали цыганский табор. В ход шли старые женские кофты, поеденные молью, изношенные «пасхальные» брюки, фуфайки и ватники (нежно именуемые «гнидниками»), военная форма времен Второй мировой ото всех видов войск… Во избежание психологических травм бытовало мнение, что такая одежда является особым яхтенным шиком. Поскольку подобное положение длилось десятилетиями, то многие советские яхтсмены уверовали в подобное положение вещей». Метко и узнаваемо, что сказать.

«Воспитанные в хороших традициях яхтсмены всегда поприветствуют экипаж встречной яхты — помашут рукой. Невоспитанные, обогнав идущую тем же курсом яхту — покажут конец, как бы предлагая буксировку. Неприлично плевать за борт. Ни в коем случае нельзя уходить в море,  не убрав из-за борта кранцы». Несложно догадаться, кому на самом деле адресованы эти слова.

Но дело не в несчастных советских яхтсменах, которые были во многом жертвами обстоятельств. Хотя, похоже, это первая публикация такого формата, позволяющая себе подобную критику.

В современном российском яхтинге налицо смена поколений. Продолжая автомобильную аналогию можно сказать, что большинство современных водителей уже не меняют сами тормозные колодки, лежа в старом ватнике на земле и не поливают кипятком из чайника моторы зимним утром. Это как раз книга про то, как получать удовольствие, а не изучать устройство жиклера и тырить запчасти с автобазы.

«Посмотрите внимательно и вы увидите, что на самом деле все необходимое для яхтинга существует: море, яхты, яхтенные журналы и общества, сайты, яхтенная одежда, яхт-клубы, яхтсмены. Но при этом вы, как умудренный опытом человек, сразу почувствуете какой-то подвох. …Все дело в том, что все это происходит только там, где на русском языке не общаются». Замечание совершенно верное и при этом способно привести в бешенство апологетов советской яхтенной школы.

»Рыба-меч водится в тропических и субтропических водах. Самая быстроходная рыба (скорость до 130 кмч), так что не пытайтесь от нее удрать. Длина до 4,5 метра, весит до 500 кг. Если ее побеспокоить, то она без колебаний нападает на яхту. Если ее не беспокоить, она все равно может напасть». .. «И пилит ее… и пилит… и пилит…»

Эти замечания по поводу российских яхтсменов очень интересны сами по себе, но, конечно не являются темой книги. Александр Киричук так прокомментировал для MainSail.Ru эту мысль: «произошла скорее не смена поколений, а смена генераций. На смену представителям старой генерации, кто имел мало возможностей, да и знаний, пришли те, кто говорят, что все могут, но почти ничего не знают». В настоящее время авторы работают над книгой, по словам Киричука, именно о философии яхтинга.

Почти 300 страниц текста — рассказы обо всем, что могут рассказать моряки интересующимся слушателям. Включая байки и анекдоты. Трудно придумать какую-то тему, которая хоть мельком не затрагивалась бы в книге. Из особенно интересных следует отметить описание типового маршрута пересечения Тихого океана, но не в экстремальном режиме, а в варианте приятного круизного плавания. И многое, многое другое.

Нет смысла пересказывать краткое содержание.

К недостаткам можно отнести некоторое нарушение формата, выбранного авторами вначале, по мере того, как они продолжают свой рассказ. Книга начинается действительно с введения в яхтинг. Затем, однако, она превращается в другую книгу — воспоминания авторов о ряде эпизодов из их жизни в Советском Союзе и занятиями яхтами в то время. Это интересные, безусловно, рассказы, к введению никого отношения не имеющие. Третья часть — рассказ о новом проекте авторов — парусной супер-яхте «Империя». Это уже совершенно другая история. По-хорошему, следовало бы сделать три отдельные книги (каждая имеет право на существование), а не смешивать все в одной. С другой стороны, представляя себе, какие это хлопоты (с типографией, версткой и т.д.), понятно, что одну книгу издать намного проще, чем возиться с тремя. Не будем придираться.

Эта книга для чтения. Все эти 300 с лишним страниц следует просто читать с целью получения удовольствия от проплывающих мимо мысленного взгляда морей, яхт, от описания различных ситуаций и прочего. То есть всего того, чего большинству из нас не хватает в опостылевших городах и всякого рода офисах.

Книга издана в 2006 году, в московской типографии «Август Борг» в подарочном исполнении 1500 экземпляров. Все книги этого тиража довольно быстро были подарены авторами разным хорошим людям. Возможно будет переиздана.


13 Августа 2007



Другие тексты на эту тему

02 Марта 2009

Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

MainSail.Ru продолжает внимательно следить и последовательно выводить на чистую воду книгоиздателей халтурщиков. В этот раз наши сети притащили книжку «Парусный спорт, Основы, Оснастка, Практика» автора Иво Шуппе в переводе издательства Астрель. Автора перевода в выходных данных отыскать не удалось.

30 Апреля 2008

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

Недавно я обнаружил, что «Введение в яхтинг», претендующее на энциклопедическую картину яхтинга, лишено основополагающего определения — «кто может называться яхтсменом»? Посему, как говорят в Одессе, дико извиняюсь и спешу поправить это упущение.

06 Марта 2008

Парус. Всосали парус!

Когда издатель и автор берут на себя смелость назвать свою книгу словами «Все о…» или «Полное руководство…» и т.д., они должны отдавать себе отчет в своих действиях. Или в их произведении должна быть какая-то поистине глубокая философская мысль («О тщете всего сущего», «Книга судеб») или это «Все о…» действительно должна стать энциклопедией об этом самом «о…». В противном случае получается глупость.

29 Июля 2007

Что мы всегда хотели знать о парусах

Растравите ахтер-штаг и бакштаги (если установлены), чтобы увеличить прогиб фор-штага, увеличивая, таким образом, округлость входа и полноту генуи. Команды круизных яхт обычно лишь более-менее правильно настраивают паруса, хотя могут извлечь большую выгоду из знания того, как получить максимальную отдачу от парусов.

17 Марта 2007

ADVICE: Говорите коротко и по существу

Русско-английский словарь-разговорник представляет собой сильно сокращенный и снабженный аккуратными и лаконичными комментариями словарь стандартных морских фраз, разработанный IMO для облегчения общения экипажей судов.

12 Марта 2007

Переводчика расклинило брашпилем

В магазины поступила книжка «Парусный спорт» . Невозможно отказать себе в удовольствии процитировать избранные места книги.


новости

Завершающий этап зимней серии PROyachting стартует 31 марта / 22 Марта 2017

24 марта стартует новый сезон Национальной парусной Лиги / 20 Марта 2017

Итоги Зимней серии радио Монте-Карло / 20 Марта 2017

«Броненосец» сохраняет шестую строчку в сезоне 52 Super Series / 13 Марта 2017

Extreme Sailing Series, Muscat, день 4 / 12 Марта 2017

Extreme Sailing Series, Muscat, день 3 / 12 Марта 2017

лодки
Армель <nobr>Ле-Кле</nobr> победил в Vendee Globe

18 Января 2017

Армель Ле-Кле победил в Vendee Globe

Французский гонщик Армель Ле-Кле четверг первым завершил одиночную кругосветку Vendee Globe. Победитель поставил рекорд гонки, улучшив предыдущий почти на 4 суток. Британский яхтсмен Алекс Томсон финишировл вторым, уступив победителю около 16 часов.

Двадцать девять

06 Ноября 2016

Двадцать девять

6 ноября стартовала восьмая одиночная кругосветка Vendee Globe. 29 шкиперов отправились в путь за победой в одной из самых сложных парусных гонок. На этот раз в гонке чисто мужская кампания.

©Eugenia Bakunova MainSail.Ru, Extreme Sailing Series 2016, <nobr>Saint-Persburg</nobr>

08 Сентября 2016

Alinghi выиграла питерский этап

Команда Alinghi одержала победу в 5−ом этапе Extreme Sailing Series в Петербурге. Дебютанты серии после смены класса яхт Gazprom Team Russia заняла 6−е место. Зрителей было немного, несмотря на то, что в Петербурге стояла теплая и, в основном, солнечная погода.

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

05 Июля 2016

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

В гонке Volvo Ocean Race появился первый участник – голландская Team AkzoNobel. До старта гонки остается более 15 месяцев.

Artemis победила в Чикаго

14 Июня 2016

Artemis победила в Чикаго

Гонки Louis Vuitton America’s Cup World Series прошли при хороших погодных условиях и 200 тыс зрителях. Команды порадовали болельщиков борьбой и капсайзми.

Чикаго принимает America's Cup

07 Июня 2016

Чикаго принимает America's Cup

В ближайший уикэнд Louis Vuitton World Series пройдут в Чикаго. Впервые в истории Кубка “Америки” яхты самого старого в мире спортивного трофея будут соревноваться в пресной воде.

путешествия
©Eugenia Bakunova, Monaco Yacht Show

01 Октября 2016

Monaco Superyachts 2016

С 28 сентября по 1 октября в Монако прошла 26−я выставка супер-яхт — Monaco Yacht Show 2016. На выставке было представлено 125 яхт общей стоимостью 2,7 млрд евро.

Прыжок через Бискай

07 Октября 2014

Прыжок через Бискай

Из Ирландии до Португалии. От Кроссхейвена до Порто. MainSail.Ru публикует рассказ Евгения Романова о путешествии, совершенном летом 2012 года.

Андрей Малюков

11 Сентября 2014

Трансатлантика в одиночку

MainSail.Ru публикует рассказ Андрея Малюкова об одиночном плавании от Карибских до Азорских островов. Плавание состоялось в июле-августе 2014 года.

школы
Гонки и ничего лишнего

05 Декабря 2013

Гонки и ничего лишнего

23−30 ноября в турецком Мармарисе прошла регата «301 миля». Десять команд боролись за призы «Парусной академии» на яхтах-монотипах. Впервые в российской крейсерской регате быда применена спутниковая система слежения за флотом. MainSail.Ru выступал информационным спонсором этого состязания.

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

07 Ноября 2013

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

Парусная академия объявила о старте приема заявок на крейсерские регаты нового сезона. В будущем году регата «201 миля» отмечает пятилетний юбилей, а женская регата Ladies Cup проводится впервые. MainSail.Ru выступает информационным спонсором соревнований.

безопасность
<nobr>Sail-World.com</nobr>

19 Апреля 2015

Пираты Гондураса

Пара пенсионеров из Канады встретиились с пиратами в Карибском море во время своего вояжа на парусной яхте. Лодка разграблена, люди уцелели.

Смерть под гиком

07 Июля 2014

Смерть под гиком

Австралийская яхтсменка получила смертельный удар гиком во время шторма в районе Малайзии. Ошибочные данные о местоположении яхты, переданные с ее борта, задержали спасательную операцию.

US Coast Guard

19 Июня 2014

Виноваты болты и халатность

Британский морской инспектор Е.С. Гири написал открытое письмо, в котором заявил, что Beneteau First 40,7 Cheeki Rafiki и ее экипаж погибли из-за халатности.

clipperroundtheworld.com

03 Апреля 2014

Воспоминания спасенного в Тихом океане

Британец, спасенный после падения за борт в Тихом океане во время регаты Clipper 2013−14 Round the World Yacht Race, рассказал о том, как это произошло, и как он боролся за выживание.

Очки против морской болезни

06 Ноября 2013

Очки против морской болезни

Очки от морской болезни попали в номинацию на престижную премию.

библиотека
Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

02 Марта 2009

Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

MainSail.Ru продолжает внимательно следить и последовательно выводить на чистую воду книгоиздателей халтурщиков. В этот раз наши сети притащили книжку «Парусный спорт, Основы, Оснастка, Практика» автора Иво Шуппе в переводе издательства Астрель. Автора перевода в выходных данных отыскать не удалось.

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

30 Апреля 2008

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

Недавно я обнаружил, что «Введение в яхтинг», претендующее на энциклопедическую картину яхтинга, лишено основополагающего определения — «кто может называться яхтсменом»? Посему, как говорят в Одессе, дико извиняюсь и спешу поправить это упущение.

Парус. Всосали парус!

06 Марта 2008

Парус. Всосали парус!

Когда издатель и автор берут на себя смелость назвать свою книгу словами «Все о…» или «Полное руководство…» и т.д., они должны отдавать себе отчет в своих действиях. Или в их произведении должна быть какая-то поистине глубокая философская мысль («О тщете всего сущего», «Книга судеб») или это «Все о…» действительно должна стать энциклопедией об этом самом «о…». В противном случае получается глупость.

А когда <nobr>у рыбы-меч</nobr> плохое настроение…

13 Августа 2007

А когда у рыбы-меч плохое настроение…

Два человека — Александр Киричук и Виктор Лабусов написали толстую хорошую книгу «Введение в яхтинг (для тех, кому за тридцать)». В этом труде они изложили свое мнение о том, что собой представляет современный яхтинг, кто ходит на яхтах и зачем это надо делать.

 
     
© Copyright 2007 - 2014, MainSail.Ru, Russian sailing media. Использование метериалов без письменного разрешения редакции сайта запрещено.
Создание сайтаFractalla Design на CMS DJEM
+7 (903) 6617583
bakunova@mainsail.ru
Google+