MainSail.Ru - Интернет-журнал о яхтах, путешествиях на яхтах и регатах.  / Библиотека
Переводчика расклинило брашпилем

Юрий Кузнецов

Переводчика расклинило брашпилем

В магазины поступила книжка «Парусный спорт» . Невозможно отказать себе в удовольствии процитировать избранные места книги.

Компьютеры все глубже внедряются в повседневную жизнь. Даже в нашей, относительно отсталой в технологическом плане, стране создание книг теперь обходится без участия человека. Контрпродуктивно отрицать прогресс, делающий постепенно ненужными и устаревшими такие архаичные профессии как автор, редактор или переводчик. Сегодня, благодаря компьютерам, труд этих людей столь же бесцелен, как и труд наборщика, складывавшего в типографии слова из многих свинцовых букв — штампиков.

В магазины поступила книжка «Парусный спорт» с подзаголовком «Технологии, Навигация, Материалы, Маневры». Если верить обложке, это произведение написано Бруно Пейроном и Даниэлем Жилем.

Не так уж часто на прилавки центральных книжных магазинов попадают книги, посвященные так называемому «яхтингу». Тем более интересно, что обнаруженная нами книга касается не какого-то специального раздела — типа правил парусных гонок или расчету гандикапа, а именно «яхтинга» в самом широком и популярном значении этого слова. Это произведение, безусловно, доставит несколько часов радости, как любителям паруса, так и ценителям живого слова.

Авторы книги коротко, но довольно удачно, постарались описать историю плавания под парусом ради удовольствия и спортивных достижений, но основная часть произведения — сборник советов начинающему яхтсмену по широкому кругу интересующих его вопросов.

Невозможно отказать себе в удовольствии процитировать избранные места книги.

Начнем с маневрирования в марине. «В современных портах капитанская рубка всегда на службе и раздает свободные места» (с. 159). Заходя в марину следует знать, что «существует определенная минимальная скорость, при которой корабль маневрирует, или, по крайней мере должен дуть галфвинд, чтобы корабль двигался» (там же). И так, с помощью божьей и галфвинда, яхта цепляет «якорную линию» (с.158) своим багром, а «баллоны размещены в удобном месте в углах корпуса». Вообще по швартовке совет такой: «баллоны размещают на корпусе, прежде чем ставят на место восходящие и нисходящие тали» (с.159). Самое главное — наблюдательность рулевого — это качество «является частью знаменитого морского духа»…. в этом заключается «ключевой камень навигации» (там же)

О! Морские духи! Читаем дальше.

«В порту место, отведенное яхтам, чаще всего состоит из понтонов и причалов, между которыми лодки глиссируют» (с. 160). С этим ясно? «Иногда якорь лодки держит форштевень» (там же). «Шаг гребного винта имеет тенденцию клонить судно на один борт». О духи! Далее воображение авторов рисует картину кошмарной ночи на якорной стоянке: «Фалы, бьющиеся о мачту, вертлюги и лебедки грота, консервные банки, которые стучат друг о друга в трюме, стаканы, которые медленно перекатываются в посудных шкафах и даже скрипящий пол»… (с.160). Эти стаканы — поистине ужасная картина..

Но вот пора сниматься с якоря. Не забудем, что «на лодках более 10 метров брашпиль вклинивается между роульсом и кнехтом» (с.162). «Парусные лодки не должны находиться на пути кораблей, которые должны путешествовать в безопасности» (с.187) — это уже «но комментс», но этого требуют «правила столкновений». Вы читали «правила столкновений»? Это важно — сталкиваться по всем правилам.

«Каждый огонь имеет свой собственный цвет (это ж надо…), свой ритм и свою периодичность. Каждый огонь описан в Книге огней». Чистое шаманство. Латеральная система знаков в книге превратилась в «боковую», а кардинальная в «систему сторон света». Но тут переводчик в целом правильно объяснил, что с этими знаками делать.

В разделе о навигации создатели книги называют магнитный курс истинным, а истинный «окончательным» (с 143). В чем есть, очевидно, доля случайного черного юмора: если этим советам следовать — курс действительно может стать «окончательным». С другой стороны, книга утверждает (с186), что «парусная навигация не требует никаких прав», так что какой спрос.

Падение человека за борт (с 164) «в хорошую погоду при спокойном море не может случиться из-за шторма». Ценно. А вот «некоторые электронные приборы, сработав мгновенно, могут показать место» человека за бортом.

О постановке на якорь в книге говорится, что «расстояние до дна (должно быть) чуть больше длины цепи» (с 163). Тот факт, что в этом случае якорь вообще не достанет до дна переводчика не заинтересовал.

 

А вы знаете, что у вас «в каждом ухе три пузырька»? И «три ампулы, расположенные в трех измерениях»? Жаль, что создатели этого шедевра проболели весь курс школьной физики. Информация о положении тела в пространстве «подтверждается такими рецепторами как глаза или другими элементами на уровне ног» (с. 188). Не знаю как у кого, но ни у меня и у моих знакомых нет на уровне ног «таких рецепторов как глаза».

Займем позицию на палубе. «Идеальная позиция (на палубе лицом вперед) для наблюдения за позицией пуза, которая в большой мере зависит от точки натяжения на леере фока». Вообще авторы ни разу не употребили слово стаксель, генуя или джиб для обозначения переднего косого паруса. Они называют его «фок». С другой стороны, авторы без колебаний вдруг вводят в оборот термин «фор-стеньга -стаксель» (с.117) без всяких объяснений — что это такое. Такая же мелочь — перепутанные передняя и задняя шкаторины.

И немножко гламура. «В непогоду для грамотного выполнения маневров надо заранее продумать свой костюм, прежде чем выходить на палубу» (с. 115). Прекрасен также термин «небольшие послеполуденные прогулочные лодки» (с.178). Вот это действительно стиль.

Ну, понятно, переводчик не разбирался в смысле того, о чем пишет, но есть же минимальная логика. На странице 176 читаем совершенно удивительную вещь: «как и в обычной жизни, поведение в мире кораблей требует минимума обходительности и вежливости». Вот так — побольше хамства и наглости и перед вами откроются двери самого престижного яхт клуба…

Стоит ли цепляться к каждому слову? Тем более, что практически весть текст дает такую возможность.

Авторы (не наши, а французские) сделали попытку обобщить имевшийся к 1998 году опыт, который мог бы быть полезен начинающим яхтсменам. Они рассказали интересные истории, снабдили их прекрасными иллюстрациями и записали на бумаге все советы, которые считали нужными. В оригинале им присущ хороший французский юмор, который, кое-где, угадывается даже, несмотря на перевод. Вероятно, в оригинале это интересная и легкая в чтении книга, дающая французским любителям паруса ответы на множество вопросов.

Русское издание сохранило, безусловно, первоклассные фотографии (поскольку их нельзя испортить переводом) и дало удивительно безобразный текст.

Книгу будут дарить в качестве дежурного подарка менеджерам среднего звена, про которых коллеги знают, что те интересуются яхтами. Эти люди книгу читать все равно не будут, а просто пролистают ее. Может быть дважды. Вторая категория — это дети, за них можно не беспокоиться. Мальчик, которому подарят этот шедевр, прочитает его несколько раз от корки до корки и естественно обнаружит весь набор нелепостей. Это лишь заставит его обратиться к серьезной литературе. Так что ни один ребенок от этой книги серьезно не пострадает.

Книга переведена Ю.Н.Кабановой, издана в «Издательстве АСТ» и «Издательстве Астрель» и продается в Москве за 1196 рублей.

 

«Библиотека» на MainSail.Ru


12 Марта 2007



Другие тексты на эту тему

02 Марта 2009

Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

MainSail.Ru продолжает внимательно следить и последовательно выводить на чистую воду книгоиздателей халтурщиков. В этот раз наши сети притащили книжку «Парусный спорт, Основы, Оснастка, Практика» автора Иво Шуппе в переводе издательства Астрель. Автора перевода в выходных данных отыскать не удалось.

30 Апреля 2008

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

Недавно я обнаружил, что «Введение в яхтинг», претендующее на энциклопедическую картину яхтинга, лишено основополагающего определения — «кто может называться яхтсменом»? Посему, как говорят в Одессе, дико извиняюсь и спешу поправить это упущение.

06 Марта 2008

Парус. Всосали парус!

Когда издатель и автор берут на себя смелость назвать свою книгу словами «Все о…» или «Полное руководство…» и т.д., они должны отдавать себе отчет в своих действиях. Или в их произведении должна быть какая-то поистине глубокая философская мысль («О тщете всего сущего», «Книга судеб») или это «Все о…» действительно должна стать энциклопедией об этом самом «о…». В противном случае получается глупость.

13 Августа 2007

А когда у рыбы-меч плохое настроение…

Два человека — Александр Киричук и Виктор Лабусов написали толстую хорошую книгу «Введение в яхтинг (для тех, кому за тридцать)». В этом труде они изложили свое мнение о том, что собой представляет современный яхтинг, кто ходит на яхтах и зачем это надо делать.

29 Июля 2007

Что мы всегда хотели знать о парусах

Растравите ахтер-штаг и бакштаги (если установлены), чтобы увеличить прогиб фор-штага, увеличивая, таким образом, округлость входа и полноту генуи. Команды круизных яхт обычно лишь более-менее правильно настраивают паруса, хотя могут извлечь большую выгоду из знания того, как получить максимальную отдачу от парусов.

17 Марта 2007

ADVICE: Говорите коротко и по существу

Русско-английский словарь-разговорник представляет собой сильно сокращенный и снабженный аккуратными и лаконичными комментариями словарь стандартных морских фраз, разработанный IMO для облегчения общения экипажей судов.


новости

Завершающий этап зимней серии PROyachting стартует 31 марта / 22 Марта 2017

24 марта стартует новый сезон Национальной парусной Лиги / 20 Марта 2017

Итоги Зимней серии радио Монте-Карло / 20 Марта 2017

«Броненосец» сохраняет шестую строчку в сезоне 52 Super Series / 13 Марта 2017

Extreme Sailing Series, Muscat, день 4 / 12 Марта 2017

Extreme Sailing Series, Muscat, день 3 / 12 Марта 2017

лодки
Армель <nobr>Ле-Кле</nobr> победил в Vendee Globe

18 Января 2017

Армель Ле-Кле победил в Vendee Globe

Французский гонщик Армель Ле-Кле четверг первым завершил одиночную кругосветку Vendee Globe. Победитель поставил рекорд гонки, улучшив предыдущий почти на 4 суток. Британский яхтсмен Алекс Томсон финишировл вторым, уступив победителю около 16 часов.

Двадцать девять

06 Ноября 2016

Двадцать девять

6 ноября стартовала восьмая одиночная кругосветка Vendee Globe. 29 шкиперов отправились в путь за победой в одной из самых сложных парусных гонок. На этот раз в гонке чисто мужская кампания.

©Eugenia Bakunova MainSail.Ru, Extreme Sailing Series 2016, <nobr>Saint-Persburg</nobr>

08 Сентября 2016

Alinghi выиграла питерский этап

Команда Alinghi одержала победу в 5−ом этапе Extreme Sailing Series в Петербурге. Дебютанты серии после смены класса яхт Gazprom Team Russia заняла 6−е место. Зрителей было немного, несмотря на то, что в Петербурге стояла теплая и, в основном, солнечная погода.

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

05 Июля 2016

Первая команда Volvo Ocean Race 2017−18

В гонке Volvo Ocean Race появился первый участник – голландская Team AkzoNobel. До старта гонки остается более 15 месяцев.

Artemis победила в Чикаго

14 Июня 2016

Artemis победила в Чикаго

Гонки Louis Vuitton America’s Cup World Series прошли при хороших погодных условиях и 200 тыс зрителях. Команды порадовали болельщиков борьбой и капсайзми.

Чикаго принимает America's Cup

07 Июня 2016

Чикаго принимает America's Cup

В ближайший уикэнд Louis Vuitton World Series пройдут в Чикаго. Впервые в истории Кубка “Америки” яхты самого старого в мире спортивного трофея будут соревноваться в пресной воде.

путешествия
©Eugenia Bakunova, Monaco Yacht Show

01 Октября 2016

Monaco Superyachts 2016

С 28 сентября по 1 октября в Монако прошла 26−я выставка супер-яхт — Monaco Yacht Show 2016. На выставке было представлено 125 яхт общей стоимостью 2,7 млрд евро.

Прыжок через Бискай

07 Октября 2014

Прыжок через Бискай

Из Ирландии до Португалии. От Кроссхейвена до Порто. MainSail.Ru публикует рассказ Евгения Романова о путешествии, совершенном летом 2012 года.

Андрей Малюков

11 Сентября 2014

Трансатлантика в одиночку

MainSail.Ru публикует рассказ Андрея Малюкова об одиночном плавании от Карибских до Азорских островов. Плавание состоялось в июле-августе 2014 года.

школы
Гонки и ничего лишнего

05 Декабря 2013

Гонки и ничего лишнего

23−30 ноября в турецком Мармарисе прошла регата «301 миля». Десять команд боролись за призы «Парусной академии» на яхтах-монотипах. Впервые в российской крейсерской регате быда применена спутниковая система слежения за флотом. MainSail.Ru выступал информационным спонсором этого состязания.

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

07 Ноября 2013

Регаты нового сезона от «Парусной академии»

Парусная академия объявила о старте приема заявок на крейсерские регаты нового сезона. В будущем году регата «201 миля» отмечает пятилетний юбилей, а женская регата Ladies Cup проводится впервые. MainSail.Ru выступает информационным спонсором соревнований.

безопасность
<nobr>Sail-World.com</nobr>

19 Апреля 2015

Пираты Гондураса

Пара пенсионеров из Канады встретиились с пиратами в Карибском море во время своего вояжа на парусной яхте. Лодка разграблена, люди уцелели.

Смерть под гиком

07 Июля 2014

Смерть под гиком

Австралийская яхтсменка получила смертельный удар гиком во время шторма в районе Малайзии. Ошибочные данные о местоположении яхты, переданные с ее борта, задержали спасательную операцию.

US Coast Guard

19 Июня 2014

Виноваты болты и халатность

Британский морской инспектор Е.С. Гири написал открытое письмо, в котором заявил, что Beneteau First 40,7 Cheeki Rafiki и ее экипаж погибли из-за халатности.

clipperroundtheworld.com

03 Апреля 2014

Воспоминания спасенного в Тихом океане

Британец, спасенный после падения за борт в Тихом океане во время регаты Clipper 2013−14 Round the World Yacht Race, рассказал о том, как это произошло, и как он боролся за выживание.

Очки против морской болезни

06 Ноября 2013

Очки против морской болезни

Очки от морской болезни попали в номинацию на престижную премию.

библиотека
Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

02 Марта 2009

Суда с неправильной осадкой мешают обгонять их кормой

MainSail.Ru продолжает внимательно следить и последовательно выводить на чистую воду книгоиздателей халтурщиков. В этот раз наши сети притащили книжку «Парусный спорт, Основы, Оснастка, Практика» автора Иво Шуппе в переводе издательства Астрель. Автора перевода в выходных данных отыскать не удалось.

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

30 Апреля 2008

Бывает ли яхта моторной? (или — первая поправка к «Введению в яхтинг»)

Недавно я обнаружил, что «Введение в яхтинг», претендующее на энциклопедическую картину яхтинга, лишено основополагающего определения — «кто может называться яхтсменом»? Посему, как говорят в Одессе, дико извиняюсь и спешу поправить это упущение.

Парус. Всосали парус!

06 Марта 2008

Парус. Всосали парус!

Когда издатель и автор берут на себя смелость назвать свою книгу словами «Все о…» или «Полное руководство…» и т.д., они должны отдавать себе отчет в своих действиях. Или в их произведении должна быть какая-то поистине глубокая философская мысль («О тщете всего сущего», «Книга судеб») или это «Все о…» действительно должна стать энциклопедией об этом самом «о…». В противном случае получается глупость.

А когда <nobr>у рыбы-меч</nobr> плохое настроение…

13 Августа 2007

А когда у рыбы-меч плохое настроение…

Два человека — Александр Киричук и Виктор Лабусов написали толстую хорошую книгу «Введение в яхтинг (для тех, кому за тридцать)». В этом труде они изложили свое мнение о том, что собой представляет современный яхтинг, кто ходит на яхтах и зачем это надо делать.

 
     
© Copyright 2007 - 2014, MainSail.Ru, Russian sailing media. Использование метериалов без письменного разрешения редакции сайта запрещено.
Создание сайтаFractalla Design на CMS DJEM
+7 (903) 6617583
bakunova@mainsail.ru
Google+